Меню

География несвободы: черта оседлости и другие режимности

География несвободы: черта оседлости и другие режимности
Малый зал
  • Стоимость билета 120
  • Льготный билет 60

Павел Полян представлет книгу «Географические арабески: пространства вдохновения, свободы и несвободы»

Павел Полян (литературоведческие труды и художественные произведения опубликованы главным образом под псевдонимом Павел Нерлер– известный историк, географ и демограф. «Географические арабески: пространства вдохновения, свободы и несвободы» – второй том двухтомника его избранных трудов по социально-экономической и гуманитарной географии, написанных за 45 лет.

Один из шести разделов книги посвящен аспектам режимности территории России, в центре внимания – черта постоянной еврейской оседлости как режимная территория. Это особый ареал, открытый для легального и постоянного проживания евреев – поданных Российской империи, исповедующих иудаизм. За пределами ее периметра их проживание строго воспрещалось и преследовалось, за исключением нескольких категорий, состав которых периодически менялся.

Режим черты оседлости растянулся на семь царствований и строго коррелировал с политикой российских монархов в еврейском вопросе, или, попросту, с уровнем их антисемитизма: периодами относительной либерализации режима черты считались царствования Павла I и Александра II. В переносном смысле понятие черты оседлости стало синонимом политики государственного антисемитизма в России, особенно при двух последних Романовых – Александре III и Николае II.

Ликвидация черты оседлости произошла de facto в 1915 и de jure в 1917 гг. Но на протяжении долгих 126 лет она была родимым пятном на челе России – ярмом для российского еврейства, выталкиваемого в эмиграцию или в революцию, и, наряду с еврейскими погромами, позором для российской государственности, упорно изолировавшей себя от цивилизованного европейского мира.

Уже посетили? Будем благодарны за отзыв

Показать другое число
Контрольное число*

Подписка

Оставьте свой адрес, чтобы получать анонсы ближайших событий в музее