Белый зал

Литературная экспозиция музея предлагает заглянуть в иную реальность – реальность поэзии Анны Ахматовой, пространство ее текста.

Зал условно делится на семь инсталляций, каждая из которых отмечена текстом той или иной «Северной элегии» Ахматовой, то есть строками ее поэтической биографии. Перед ними за стеклом – вещи, рукописи, рисунки, фотографии.

Музейному посетителю предлагается активная позиция – он может вступить в непосредственное общение с экспонатом. В ответ на направленное движение руки, словно на вопрос, обращенный к предмету, он высвечивается, а на черном экране возникают тексты – краткие информативные и собственно ахматовские: ее реплики, дневниковые записи, фрагменты ее абсурдистской драмы «Энума Элиш».

Выбор текстов, так же как соседство друг с другом экспонатов, определяется тем самым поэтическим принципом, о котором Ахматова писала: «”Надо знакомить слова” (выражение О<сипа> Э<мильевича> <Мандельштама>), то есть сталкивать те слова, которые никогда раньше не стояли рядом».

Из «сталкивания» слов, фраз, предметов высекается новый смысл. И как всегда в поэзии, этот смысл не может быть однозначным: глубина его во многом зависит от личного опыта посетителя. Таким образом, «общение» с экспонатом подсказывает путь к прочтению поэзии Анны Ахматовой.