Радио
Меню

Натан Альтман. Анна Ахматова. «Портрет ведет себя странно…»

Натан Альтман. Анна Ахматова. «Портрет ведет себя странно…»
Большой зал
  • Стоимость билета 100
  • Льготный билет 50
Купить билет

Порядок возврата билетов

Льготные билеты

Живопись, графика, фотографии, документы, автографы, личные вещи из собрания семьи художника, ГРМ, музея Анны Ахматовой, частных собраний

Имена художника Натана Альтмана и поэта Анны Ахматовой навсегда связал портрет, написанный им в 1914 году. Этот образ оказал огромное влияние на иконографию Ахматовой, прижизненную и посмертную. В чем-то художник и модель конгениальны: Ахматова в своих стихах заговорила новым поэтическим языком, Альтман искал такую изобразительность, где точность и сдержанность колористической гаммы выражают лаконичность мысли, где все продумано и нет места ни мгновению, ни случаю.

Создание портрета почти детально описано  в стихотворении «Эпические мотивы»:

...Под самой крышей в грязном, шумном доме,
Где он, как чиж, свистал перед мольбертом,
И жаловался весело, и грустно
О радости небывшей говорил.

Закончив сеанс, Ахматова и Альтман выходили на крышу, смотрели сверху на Петербург и по карнизу шли навестить друзей. На выставке можно увидеть панораму города, снятую в 2021 году с той же точки в доме на Мытнинской набережной.

По словам Ахматовой, «портрет ведет себя как-то странно», то есть обрел самостоятельную жизнь, уже не зависящую от автора и прототипа. Портрет-миф, повторенный подражателями, шаржами и пародиями, отразившийся в зеркалах разных взглядов и мнений: «Такой худой я никогда не была», «Лакированная кукла Альтмана», «Альтман здесь сумел даже свет вковать в эту раму».

Портрет редко покидал стены Русского музея, где он хранится с 1920 года (правда, около 30 лет находился, как писала Ахматова, «в карцере секретной кладовой»). В данном случае он «гостит» в доме поэта, сообщая выставочному пространству атмосферу Серебряного века, короткой и яркой эпохи в русской культуре накануне потрясений и катастроф.

Символом артистического Петербурга перед Первой мировой войной было знаменитое кабаре «Бродячая собака». Именно в «Бродячей собаке» Анна Ахматова и Натан Альтман возобновили знакомство, состоявшееся в Париже в 1911 году. На выставке представлены программки и афиши вечеров в «Бродячей собаке», шаржевые зарисовки и портреты Николая Гумилева, Александра Блока, Алексея Толстого и других завсегдатаев подвала, созданные Натаном Альтманом, Константином Сомовым, Леоном Бакстом.

В экспозицию вошли автопортреты Натана Альтмана разных лет, редкие фотографии и личные вещи из собрания семьи художника, его живописные и графические произведения раннего периода и редко экспонируемые работы 1960 года.

На выставке проходят специальные экскурсии. ПОДРОБНЕЕ

Художник экспозиции Эмиль Капелюш.
Автор панорамной фотографии Андрей Самойлов.
Графический дизайн: Ирина Семенова, Анастасия Мельник.
Научно-фондовая работа: Ирина Иванова, Елена Арефьева, Марина Самсонова, Влада Львова, Степан Качалин, Наталия Пакшина, Светлана Грушевская.
Подготовка текстов: Нина Попова, Татьяна Позднякова, Елена Джумук.
Кураторы выставки: Светлана Александрова, Жанна Телевицкая.

Музей благодарит за предоставленные экспонаты и помощь в создании выставки: Государственный Русский музей, РОСФОТО, семью Малаховских, Николая Зыкова, Петра Зыкова, Анну Каминскую, Александра Козинцева, Ольгу Козинцеву, Валентина Шустера, Наталью Шкуренок.

© Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 2021

Вход на открытие выставки свободный. В остальные дни посещение по отдельному билету (стоимость 100р.) или по входным билетам в мемориальную экспозицию музея.

Открытие 22 июня в 17:00

Уже посетили? Будем благодарны за отзыв

Показать другое число
Контрольное число*

Подписка

Оставьте свой адрес, чтобы получать анонсы ближайших событий в музее

Радио Фонтанный Дом