Радио
Меню

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Размышляя о судьбе сына, Ахматова вспоминала свою молодость и молодость своих друзей. Люди этого блестящего поколения были, по словам Елизаветы Кузьминой-Караваевой, «хранителями великого культурного музея человечества», но, занятые собственными художественными исканиями, не сумели принять ответственность за происходившее в стране.

Перед новым 1941-м годом Ахматова подняла крышку старинного сундука, оставленного ее подругой Ольгой Судейкиной, покинувшей Россию в 1924-м («Бес попутал в укладке рыться»). В сундуке хранились забытые письма, фотографии…

«О[льгины] вещи, среди которых я так долго жила, вдруг потребовали своего места под поэтическим солнцем. Они ожили как бы на мгновение, но оставшийся от этого звук продолжал вибрировать долгие годы…»

Со дна сундука пришла к Ахматовой ее «Поэма без Героя». Она сравнивала ее с «огромной траурной, мрачной, как туча, симфонией о судьбе поколения и лучших его представителей, т.е. вернее обо всем, что нас постигло». Первая мировая война, Вторая мировая, сталинский террор – все это катастрофы единой истории ХХ века.

В эвакуации Ахматова продолжала работать над «Поэмой». Вторую ее часть и Эпилог она посвятила «Городу и другу». Однако после разрыва с Гаршиным это посвящение сняла.