Радио
Меню

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Особую ценность представляет висящая над журнальным столиком древняя персидская миниатюра, о которой в письме весной 1956 года Анна Ахматова сообщает сыну в лагерь:

«Мне подарили персидскую миниатюру XVI в. невообразимой красы. Вокруг нее стихотворная надпись – кажется, позднейшая. Призванный для этого специалист прочел и перевел ее». Больше ни слова, ни намека о столь дорогом и изысканном подарке. В ответных письмах Лев Николаевич тоже не задает никаких вопросов или уточнений. Вопросов быть не могло, ведь всю лагерную переписку внимательно читали, поэтому не представлялось возможным упомянуть ни имя дарителя, ни символический смысл подарка, цитирующего стихотворение Николая Гумилева 1919 года, «Персидская миниатюра», которое начинается такими словами:

Когда я кончу наконец
Игру в cache-cache со смертью хмурой,
То сделает меня Творец
Персидскою миниатюрой...

В финальном четверостишии предугадана посмертная участь поэта:

…И вот когда я утолю,
Без упоенья, без страданья,
Старинную мечту мою –
Будить повсюду обожанье.

Анна Андреевна хранила подарок у себя, и как только Лев Николаевич получил первую комнату, сразу отдала ему миниатюру, напоминавшую об отце. Ведь подлинных вещей, документов или писем Николая Степановича в семье не сохранилось, а память об отце была священна для Льва Николаевича.

На стене возле письменного стола – автолитография портрета поэта 1909 года, выполненная по заказу журнала «Апполон» графиком-портретистом Н.С. Войтинской. Рядом прижизненная фотография, сделанная в 1919 году юной дочкой известного фотографа Идой Наппельбаум, учившейся в поэтической студии Николая Гумилёва при ДИСКе. Особенного внимания заслуживает портрет отца, написанный в 1960-х по просьбе самого Льва Николаевича в символической манере молодым художником В.А. Павловым, начинавшим карьеру в Эрмитаже.

«По моему глубокому убеждению, Гумилев поэт еще не прочитанный».
А.А. Ахматова. Из записных книжек. Июль 1965 года

К столетию со дня рождения поэта в 1986 году снимается заговор молчания вокруг его имени, возобновляются публикации стихов и появляются первые статьи о его творчестве. Сейчас творчество Николая Степановича Гумилёва занимает достойное место в культуре Серебряного века, число его почитателей, особенно среди молодежи, постоянно увеличивается. Поэт оказался близок и понятен в XXI веке. Отдавая дань его памяти, мы разместили в небольшую выставку, посвященную трагической кончине поэта 26 августа 1921 года.