«Это мы!» — звучит эмоционально, спонтанно, как возглас в стремлении привлечь внимание зрителей. Это обращение от первого лица. Автор словно отождествляет себя с изображаемыми персонажами, сокращая дистанцию, достигая высокой степени достоверности и живой непосредственности. Герои серии рисунков и литографий — наши современники, которых в повседневной суете и напряженном ритме большого города замыленный глаз уже не замечает. Тем более — не фиксирует. Да и в целом жанровые сцены городской жизни сегодня не часто привлекают художников. Потому и ценны.
Темы детства, юности и материнства, влюблённости, старости одинаково близки и понятны всем и во все времена. И всё же главное в серии — современность, такие приметы времени как повальная мода на смартфоны и самокаты, снующие разносчики пиццы во времена пандемии, тотальная реклама, бригадная борьба с гололёдом и уличные музыканты. Устойчивый натурный импульс, метко схваченные позы и жесты, черты, характерные для социальных и возрастных групп, включая даже признаки индивидуальности, присутствуют в большинстве работ серии. Вместе с тем, художник отбрасывает всё частное, второстепенное, нехарактерное, оставляя общее, типическое, преобразовывая живую натуру в образы-знаки.
Ольга Васильева успешно работает в разных техниках печатной графики, но более всего любит литографию. В серии «Это мы» она использует широкий арсенал возможностей работы на камне. Подготовительные рисунки были выполнены чернилами и цветной тушью. Переход от них к чёрно-белой литографской печати сопровождался ещё большей степенью знаковости образов, их обобщения и лаконизма, балансирующего на грани силуэта и трафарета. Отсутствие какого-либо фона или пейзажа, тем более перспективы — чёрные фигуры размещены на белом поле бумаги — позволили достигнуть эффекта монументального искусства в духе первобытных росписей на сводах пещер или современного граффити на стенах публичных зданий.
Оба повествования — визуальное и литературное — существуют в книге одновременно и независимо друг от друга, лишь иногда проявляя ассоциативную связь. Два исполнителя, каждый из которых ведёт свою партию, создают впечатляющую картину своего времени.
Куратор Николай Кононихин