Купить билет
Поддержать музей
Слушать радио
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Купить билет
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Интерактивная квартира Ахматовой — Пуниных

Об экспозиции
На фотографиях, сделанных Николаем Пуниным, — своеобразная летопись этого дома: дети и взрослые, друзья и родственники, хозяева и гости. На этом снимке — встреча Нового года вместе с японскими славистами, с которыми Пунин познакомился, когда в возил в Японию выставку из Русского музея.
Сенбернара Тапа Анна Ахматова и Владимир Шилейко подобрали на Марсовом поле в голодный 1922 год. После окончательного переезда Ахматовой на Фонтанку пес переехал вместе с ней. Жил на кухне, свободно гулял по саду (входная дверь из-за него никогда не запиралась), часто болел, и Ахматова ухаживала за ним, возила в больницу.
Есть версия, что Пушкин позировал Кипренскому именно во дворце Шереметевых, где была мастерская художника. Ахматова остро ощущала пушкинское присутствие в Фонтанном Доме, это придавало ее жизни здесь совершенно особое измерение.
«Время стало апокалиптическое, — говорила Ахматова. — Беда ходила по пятам за всеми нами». «Воздух времени» передает картина Владимира Гринберга, написанная художником в 1935 году.
Белый зал
Кухня, коридор
«…елка всегда была великолепно украшена. …После 1927 года на елке появились из японской бумаги чудные фонарики, которые папа с нами вместе клеил» (из воспоминаний Ирины Пуниной).
«Ты у нас как партком завода „Красный гвоздильщик“».
В этой комнате в 1920—1930-х годах располагалась столовая. Она была центром всей квартиры. Здесь играли в шахматы, заводили патефон, принимали друзей. Под абажуром собирались жильцы и их гости.

Обитатели этой квартиры, несмотря на сложность их отношений и трагичную ситуацию в стране, сохраняли достойный уклад жизни.

В доме отмечали те праздники, к которым привыкли с детства: Рождество, Пасху, именины. Рождественскую елку устанавливали даже тогда, когда она оказалась под запретом как «буржуазный» и «антисоветский» обычай. Чтобы не привлекать внимания случайных прохожих, праздничное дерево располагали между окнами.
В углу висела икона Казанской Божией Матери, которую однажды юная Ира Пунина, напичканная советским агитпропом, потребовала убрать. На что отец иронически заметил:
В 1938 году, после тяжелого разрыва с Пуниным, Ахматова перешла жить в соседнюю комнату (бывшую детскую) и перестала выходить к общему столу.
За столом в квартире Пуниных. На снимке: Анна Ахматова, Анна Аренс-Пунина, Павел Лукницкий, Николай Пунин, Зоя Пунина, Николай Миронич. Середина 1920-х годов
Ира Пунина на диване в столовой Фонтанного дома. 1920-е годы