❼ 18+
❻ Экспозиция «Иосиф Бродский. Натюрморт»Первая выставка проекта «Строка Бродского» приглашает к исследованию категорий
визуальности и
памяти в наследии Бродского. Объектом показа выступят сотни документов, фотографий, рисунков и открыток поэта.
«Человек есть то, на что он смотрит», — утверждал Иосиф Бродский, добавляя о себе в другом эссе: «ты сын фотографа, и твоя память проявляет пленку». В его поэзии часто встречаются слова «глаз», «зрачок», «взгляд», причем не как образы и метафоры, а в качестве действующих субъектов. Зрение Бродского активно и напрямую связано с
памятью — другой важнейшей категорией его творчества. «Память предает всех, особенно самых близких. Она — союзник забвения, союзник смерти. Рыбацкая сеть с крохотным уловом, когда вся вода уже стекла. С ее помощью никого не восстановишь — даже на бумаге», — писал поэт.
Как зафиксированное изображение отражает нашу память и влияет на неё? Попробуем ответить на этот вопрос на примере творчества Иосифа Бродского. Он был фотографом и рисовальщиком, ценителем живописи и поэтом, осмыслявшим «пейзаж, способный обойтись без меня». С помощью изображений и текстов, созданных Бродским, мы исследуем возможность «поймать мгновение», а также индивидуальность памяти и взгляда. Последнее особенно важно, так как любая память «невоспроизводима — она умирает со смертью её носителя» (Сьюзен Сонтаг; автор классического эссе «О фотографии», близкий друг Бродского). Однако музей, показывая «картинки» и осмысляя «тексты», претендует на роль хранителя памяти.
Автор идеи и куратор: Павел КотлярХудожник: Сергей ПадалкоНад выставкой работали: Борис Архаров, Светлана Грушевская, Влада Львова, Жанна Телевицкая, Ирина Иванова, Елена Арефьева, Анастасия Филиппова