❼ 14+
❻ Большой выставочный зал
Герои выставки — наши современники, родившиеся в середине ХХ века. Странные люди, полюбившие «непричёсанный» Петербург, блуждающие с фотокамерой по его задворкам, ищущие в нём свой театральный или литературный сюжет, они «больны» этим городом. Им, несомненно, может быть поставлен «петербургский диагноз». Они сами — часть городского мифа, и те, кто творит этот миф.
С одной стороны море,
С другой горе,
С третьей мох,
А с четвертой ох…
Так ответил шут Балакирев на вопрос Петра I, что, дескать, говорят о Петербурге? Вероятно, царь ожидал услышать нечто лестное о городе и о себе.
Можно вспомнить ещё несколько подобных формул: «увидеть Париж и умереть» — обозначение предела наших мечтаний, или «синдром Стендаля» — сильнейшее воздействие красоты итальянской архитектуры, приводящее к лихорадке, тремору и учащенному сердцебиению.
У «петербургского диагноза» свои симптомы. О них говорили Пушкин, Гоголь, Блок, Белый. А Достоевский описывал их так:
«Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности». Фотограф и литератор Борис Кудряков (Гран Борис), актёр и режиссёр Георгий Васильев, художник и литератор Николай Матрёнин
- каждого из них можно назвать петербургским чудаком, творившим вне мейнстрима, поперёк официального искусства. «Неудобный» режиссёр Васильев — неожиданный, гротескный, неправильный; Гран Борис, снимавший лиговские окрестности и «Натюрморт с аппетитом» вместо открыточных видов города; художник Матрёнин, который «сторожил динамит на пустыре за Смоленкой» и создавал ассамбляжи из найденных предметов.