Купить билет
Поддержать музей
Слушать радио
ENG
Купить билет
ENG

Выставка

«Петербургский диагноз»

23 октября – 8 декабря

Выставка

«Петербургский диагноз»

23 октября – 8 декабря
Ссылка скопирована
Поделиться
О выставке
14+ Большой выставочный зал

Герои выставки — наши современники, родившиеся в середине ХХ века. Странные люди, полюбившие «непричёсанный» Петербург, блуждающие с фотокамерой по его задворкам, ищущие в нём свой театральный или литературный сюжет, они «больны» этим городом. Им, несомненно, может быть поставлен «петербургский диагноз». Они сами — часть городского мифа, и те, кто творит этот миф.

С одной стороны море,
С другой горе,
С третьей мох,
А с четвертой ох…

Так ответил шут Балакирев на вопрос Петра I, что, дескать, говорят о Петербурге? Вероятно, царь ожидал услышать нечто лестное о городе и о себе.

Можно вспомнить ещё несколько подобных формул: «увидеть Париж и умереть» — обозначение предела наших мечтаний, или «синдром Стендаля» — сильнейшее воздействие красоты итальянской архитектуры, приводящее к лихорадке, тремору и учащенному сердцебиению.

У «петербургского диагноза» свои симптомы. О них говорили Пушкин, Гоголь, Блок, Белый. А Достоевский описывал их так: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности».

Фотограф и литератор Борис Кудряков (Гран Борис), актёр и режиссёр Георгий Васильев, художник и литератор Николай Матрёнин - каждого из них можно назвать петербургским чудаком, творившим вне мейнстрима, поперёк официального искусства. «Неудобный» режиссёр Васильев — неожиданный, гротескный, неправильный; Гран Борис, снимавший лиговские окрестности и «Натюрморт с аппетитом» вместо открыточных видов города; художник Матрёнин, который «сторожил динамит на пустыре за Смоленкой» и создавал ассамбляжи из найденных предметов.
Внутренний камертон, настроенный особым образом, заставлял их бежать от всего, что «пахло совдепией», и потому оставаться непризнанными.

Именно эта непохожесть и особенное переживание Петербурга делают персонажей выставки медиаторами между нами и городом. Увидев на театральной сцене музицирующую болонку Меджи или взглянув на снимок обшарпанного ленинградского двора, подписанный автором «Адельфина Родондрононовна вошла в будуар с бочонком дегтя», хочется воскликнуть: «Я тоже так чувствую!».

Ведь любой здешний житель может обнаружить в себе симптомы петербургского диагноза. Возможно, герои выставки подскажут способы лечения, но универсального рецепта нет — каждый справляется с этой «болезнью» по-своему, поэтому выставочная аптечка заперта.

В экспозиции незримо присутствует ещё один персонаж — композитор Олег Каравайчук, чья музыка «вне фарватера» наполняет пространство, напоминая о водной стихии, без которой немыслим наш город.

Автор идеи и художник Эмиль Капелюш
Команда проекта Светлана Александрова, Елена Джумук, Жанна Телевицкая
Графический дизайн Екатерина Сотникова
Макет Павел Колотилов
Композиция из металла Евгения Фякинская, Алексей Симонов
Выставочные конструкции Павел Глазатов, Александр Василенко, Александр Марков, Александр Мохов, Егор Черноусов, Светлана Калиновская, Сергей Сорокин
Видео Александр Малышев, Сергей Сорокин
Свет Юрий Капелюш

Благодарность Галине Артеменко, Николаю Беляку, Валерию Вальрану, Вадиму Егорову, Борису Констриктору, Ирине Кузьминой, Игорю Лебедеву, Елене Любомировой, Николаю Матрёнину-младшему, Василию Морозову, Марине Солопченко, Надежде Таршис, Ольге Чехович,
Галерее Борей и лично Татьяне Пономаренко, Фонду поддержки культурных проектов Олега Каравайчука и лично Елене Соловьевой и Борису Алексееву
Часы работы
Вторник, четверг–воскресенье с 10:30 до 18:30
Среда с 12:00 до 20:00
Понедельник — выходной
Касса закрывается на час раньше

Адрес
Санкт-Петербург, Литейный пр., 53
(вход через арку и Шереметевский сад)
Другие выставки